Необходимо ли вносить ОКВЭД на внешнеторговую деятельность в Устав

     ООО планирует осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
    Нужно ли вносить изменение в устав ООО с подробным описанием видов деятельности? Необходимо ли ООО получать (регистрировать) код ОКВЭД? Нужно ли получать лицензию?

    Общество с ограниченной ответственностью не обязано вносить в устав изменения, связанные с новым видом деятельности, если осуществление этого вида деятельности не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.
    При осуществлении внешнеэкономической деятельности изменения в перечень видов деятельности организации по кодам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности не вносятся.
    Внешнеэкономическая деятельность как таковая не требует получения лицензии. Законодательством предусмотрено лицензирование или принятие иных ограничительных мер в сфере внешней торговли товарами только для отдельных видов товаров, предусмотренных нормативными правовыми актами.

    Обоснование вывода:
    Общество с ограниченной ответственностью (далее - общество) является коммерческой организацией (п. 2 ст. 50, п. 3 ст. 66 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)).
    В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
    Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО), согласно которому общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.
    Перечень сведений, которые обязательно должны содержаться в уставе общества, предусмотрены п. 2 ст. 12 Закона об ООО. В этот перечень не входят виды деятельности. Вместе с тем устав общества может содержать иные положения, помимо предусмотренных п. 2 ст. 12 Закона об ООО, не противоречащие Закону об ООО и иным федеральным законам.
    Поэтому внесение в устав сведений о видах деятельности является правом, а не обязанностью общества. Лишь в том случае, когда общество в добровольном порядке ограничило в уставе предмет и цели своей деятельности, и новый вид деятельности общества противоречит этому предмету и целям, оно не вправе осуществлять новый вид деятельности, противоречащий этому предмету и целям, до внесения соответствующих изменений в устав.
    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1), введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД), предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.
    Пункт 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусматривает, что в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), входят коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).
    Пункт 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ предусматривает обязанность юридических лиц, в течение трех рабочих дней с момента изменения ряда сведений, предусмотренных п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, в том числе кодов ОКВЭД, сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
    Однако ОКВЭД построен на основе классификации видов товаров, работ и услуг вне зависимости от их места происхождения или от того, где происходит их реализация. Поэтому отдельного кода для внешнеэкономической деятельности он не содержит.
    Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ) содержит понятие внешнеторговой деятельности.
    Согласно п. 4 ст. 2 Закона N 164-ФЗ внешнеторговой деятельностью является деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Под внешней торговлей товарами понимаются импорт и (или) экспорт товаров (п. 7 ст. 2 Закона N 164-ФЗ). Экспорт товара - это вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе (п. 28 ст. 2 Закона N 164-ФЗ). Импорт товара - это ввоз товара на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе (п. 10 ст. 2 Закона N 164-ФЗ).
    Понятие внешнеэкономической деятельности содержится в различных нормативных правовых актах. Статья 1 федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" определяет внешнеэкономическую деятельность как внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).
    Таким образом, понятие внешнеэкономической деятельности несколько шире понятия внешнеторговой деятельности и включает его.
    Как следует из п. 23 ст. 2 и ст. 10 Закона N 164-ФЗ, правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают любые юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, Законом N 164-ФЗ и другими федеральными законами.
    Законодательство предусматривает лицензирование внешнеторговой (внешнеэкономической) деятельности лишь в некоторых случаях. Пункт 1 ст. 24 Закона N 164-ФЗ к таким случаям относит следующие:
    1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
    2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
    3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
    4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.
    Например, лицензирования требует внешнеторговая деятельность, связанная с торговлей отдельными видами товаров в соответствии с указом Президента РФ от 05.05.2004 N 580 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль", постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 N 1539 "О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций", постановлением Правительства РФ от 16.03.1996 N 278 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ".
    Кроме того, п. 2 ст. 25 Закона N 164-ФЗ предусмотрена такая процедура, как наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров, которое осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт таких видов товаров. Наблюдение устанавливается как временная мера в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров. В настоящее время такая процедура применяется в отношении некоторых видов продовольственных товаров (постановление Правительства РФ от 24.12.2010 N 1111 "О тарифных квотах на говядину, свинину и мясо домашней птицы в 2011 году").

    Источник информации www.garant.ru